Что случилось с военным кораблем «Жаннетта» в Арктике

Фото: ShutterStock

Более 140 лет назад в Арктике исчезло судно с экипажем и пассажирами на борту. Речь идет о военно-морском судне США «Жаннетта» (USS Jeannette) с исследователями Арктики на борту, которое затонуло в июне 1881 года. До сих пор исследователи не могут найти хоть какие-то его обломки.

Почему до сих пор не могут найти «Жаннетту»

Героическая история «Жаннетты» — одна из многих страниц исследований Арктики, которые издавна велись землепроходцами и путешественниками разных стран, нарекавшими своими именами проливы, острова и архипелаги.

Военно-морское судно США «Жаннетта» (USS Jeannette) с исследователями Арктики на борту было раздавлено льдами и затонуло в июне 1881 года. Сопоставив его маршрут с прежними неожиданными находками у гренландских берегов (куски сибирских деревьев, бытовые предметы обитателей Аляски), норвежский метеоролог Хенрик Мон в том же году написал статью о возможном существовании трансполярного течения от Восточной Сибири к Норвежско-Гренландскому бассейну. Именно этот текст натолкнул тогда ещё 23-летнего Фритьофа Нансена на идею использовать ледяной дрейф для достижения Северного полюса. Так «Жаннетта», уже будучи погибшей, помогла совершить важнейшее открытие и дала стимул к изучению Арктики новым способом — с помощью дрейфующих станций. Спустя 132 года оказалось, что этим её достижения не исчерпываются.

Зачем «Жаннетта» отправилась в Арктику

В XVII веке у мореходов появилась чёткая цель: поиск кратчайшего пути из Европы в Китай по предположительно свободному ото льда морю в районе Северного полюса. Временные области чистой воды имеются в Арктике и сегодня, крупнейшие из них охватывают до 300 тысяч квадратных километров, поэтому неудивительно, что вплоть до конца XIX века многие исследователи верили в существование открытого полярного моря за пределами 80° северной широты, внутри кольца многолетних льдов.

Все первые экспедиции к нему заканчивались неудачей. Удобный маршрут — со стороны Берингова пролива — предложил в 1867 году (и даже начал сбор пожертвований) французский гидрограф Г. Ламбер. Сам он погиб в 1870-м и не успел реализовать свой проект, но идею подхватил потомок его соотечественников, американец французского происхождения Джордж Вашингтон Де Лонг. Единомышленника и мецената рискованного предприятия он нашёл в Джеймсе Беннетте, издателе таблоида New York Herald.

Судно для экспедиции подыскивали целый год, и в итоге купили у знаменитого арктического исследователя англичанина Аллена Юнга. «Пандора», которую он построил на свои средства, уже прошла боевое крещение в безуспешной попытке одолеть Северо-Западный проход.

В честь сестры спонсора судно переименовали в «Жаннетту». Это была паровая яхта водоизмещением 420 т с машиной в 200 лошадиных сил. Дубовый корпус со специальной 7,5-сантиметровой обшивкой из американского ясеня был готов сопротивляться ледовым тискам. Помещения оборудовали для длительной зимовки, имелся даже разобранный утеплённый дом (на случай высадки во льдах) и переносная обсерватория.

На Северном полюсе Де Лонг планировал оставить медный ящик с выгравированными именами участников экспедиции. Завидную команду из 32 человек придирчиво выбирали из 1 300 кандидатов.

8 июля 1879 года «Жаннетта» вышла из Сан-Франциско, а на Аляске к экипажу и снаряжению добавились эскимосские собаки, лодки и сани. В бухте Лаврентия на Чукотке Де Лонг узнал, что Норденшельд полтора месяца назад благополучно выбрался изо льдов и двинулся на восток. Можно было спокойно плыть к Северному полюсу. 29 августа в селении на мысе Сердце-Камень Де Лонг оставил своё последнее письмо, сообщив, что экспедиция движется к острову Врангеля. Там он планировал дождаться лета, чтобы после вскрытия льда двигаться на север по течению.

Планам его не суждено было сбыться. В начале сентября «Жаннетта» попала в плавучие льды и под их напором накренилась на правый борт. В ледовых объятиях судно провело почти два года.

В 1881 году дрейф ускорился, и 17 мая судно наконец-то прибило к необитаемому островку из песчаника и льда, который назвали островом Жаннетты. Ещё через 19 дней моряки подняли американский флаг над скалистым островом, наречённым именем Генриетты.

12 июня судно не устояло под мощными ледовыми сжатиями и пошло на дно. (Позже Нансен, проанализировав историю Де Лонга, сделает свой легендарный «Фрам» с поперечным сечением в виде яйца, чтобы лёд не разрушал судно, а выдавливал его поверх себя.) Всё необходимое — продовольствие на 60 дней, оружие, одежду, инструменты, четыре лодки, пять саней и 22 собаки — успели выгрузить на льдину. Решено было идти до свободной ото льда воды, потом на шлюпках добраться до устья Лены, а оттуда — до обитаемой земли.

Лодки со скарбом собаки и люди тащили по торосам и разводьям, при этом течение несло льды на север вместе с группой. Восемь дней экспедиция провела на ещё одном вновь открытом острове — имени Беннета, где команда успела собрать коллекцию пород и исследовать приливы и отливы. В начале августа, когда открытой воды стало больше, группа на трёх шлюпках двинулась к Новосибирским островам. Однажды ночью шторм разлучил лодки. Одна из них с восемью членами команды пропала бесследно. Шлюпка Де Лонга, потеряв паруса, остановилась в полутора милях от берега в дельте Лены, и десять её пассажиров перенесли содержимое лодки на руках.

Живыми из экспедиции вернулись 13 человек, и эта их победа вместе с обширным багажом наблюдений, гибелью судна и товарищей, поучительными выводами о северных реалиях внесла, как и многие другие походы, солидную лепту в исследование Арктики, чья ледяная история полита кровью не меньше, чем поля и моря сражений. Однако спустя 132 года именно поиски «Жаннетты», которые никто не инициировал в ХХ веке (американское правительство снаряжало с этой целью только две экспедиции в 1881 году), стали целью международного проекта.


17.03.20240

Флориан Филиппо, лидер французской партии "Патриоты" и кандидат в Европарламент, высказал свое недовольство по поводу игнорирования расследования взрывов на газопроводах...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.