Что случилось с военным кораблем «Жаннетта» в Арктике

Фото: ShutterStock

Более 140 лет назад в Арктике исчезло судно с экипажем и пассажирами на борту. Речь идет о военно-морском судне США «Жаннетта» (USS Jeannette) с исследователями Арктики на борту, которое затонуло в июне 1881 года. До сих пор исследователи не могут найти хоть какие-то его обломки.

Почему до сих пор не могут найти «Жаннетту»

Героическая история «Жаннетты» — одна из многих страниц исследований Арктики, которые издавна велись землепроходцами и путешественниками разных стран, нарекавшими своими именами проливы, острова и архипелаги.

Военно-морское судно США «Жаннетта» (USS Jeannette) с исследователями Арктики на борту было раздавлено льдами и затонуло в июне 1881 года. Сопоставив его маршрут с прежними неожиданными находками у гренландских берегов (куски сибирских деревьев, бытовые предметы обитателей Аляски), норвежский метеоролог Хенрик Мон в том же году написал статью о возможном существовании трансполярного течения от Восточной Сибири к Норвежско-Гренландскому бассейну. Именно этот текст натолкнул тогда ещё 23-летнего Фритьофа Нансена на идею использовать ледяной дрейф для достижения Северного полюса. Так «Жаннетта», уже будучи погибшей, помогла совершить важнейшее открытие и дала стимул к изучению Арктики новым способом — с помощью дрейфующих станций. Спустя 132 года оказалось, что этим её достижения не исчерпываются.

Зачем «Жаннетта» отправилась в Арктику

В XVII веке у мореходов появилась чёткая цель: поиск кратчайшего пути из Европы в Китай по предположительно свободному ото льда морю в районе Северного полюса. Временные области чистой воды имеются в Арктике и сегодня, крупнейшие из них охватывают до 300 тысяч квадратных километров, поэтому неудивительно, что вплоть до конца XIX века многие исследователи верили в существование открытого полярного моря за пределами 80° северной широты, внутри кольца многолетних льдов.

Все первые экспедиции к нему заканчивались неудачей. Удобный маршрут — со стороны Берингова пролива — предложил в 1867 году (и даже начал сбор пожертвований) французский гидрограф Г. Ламбер. Сам он погиб в 1870-м и не успел реализовать свой проект, но идею подхватил потомок его соотечественников, американец французского происхождения Джордж Вашингтон Де Лонг. Единомышленника и мецената рискованного предприятия он нашёл в Джеймсе Беннетте, издателе таблоида New York Herald.

Судно для экспедиции подыскивали целый год, и в итоге купили у знаменитого арктического исследователя англичанина Аллена Юнга. «Пандора», которую он построил на свои средства, уже прошла боевое крещение в безуспешной попытке одолеть Северо-Западный проход.

В честь сестры спонсора судно переименовали в «Жаннетту». Это была паровая яхта водоизмещением 420 т с машиной в 200 лошадиных сил. Дубовый корпус со специальной 7,5-сантиметровой обшивкой из американского ясеня был готов сопротивляться ледовым тискам. Помещения оборудовали для длительной зимовки, имелся даже разобранный утеплённый дом (на случай высадки во льдах) и переносная обсерватория.

На Северном полюсе Де Лонг планировал оставить медный ящик с выгравированными именами участников экспедиции. Завидную команду из 32 человек придирчиво выбирали из 1 300 кандидатов.

8 июля 1879 года «Жаннетта» вышла из Сан-Франциско, а на Аляске к экипажу и снаряжению добавились эскимосские собаки, лодки и сани. В бухте Лаврентия на Чукотке Де Лонг узнал, что Норденшельд полтора месяца назад благополучно выбрался изо льдов и двинулся на восток. Можно было спокойно плыть к Северному полюсу. 29 августа в селении на мысе Сердце-Камень Де Лонг оставил своё последнее письмо, сообщив, что экспедиция движется к острову Врангеля. Там он планировал дождаться лета, чтобы после вскрытия льда двигаться на север по течению.

Планам его не суждено было сбыться. В начале сентября «Жаннетта» попала в плавучие льды и под их напором накренилась на правый борт. В ледовых объятиях судно провело почти два года.

В 1881 году дрейф ускорился, и 17 мая судно наконец-то прибило к необитаемому островку из песчаника и льда, который назвали островом Жаннетты. Ещё через 19 дней моряки подняли американский флаг над скалистым островом, наречённым именем Генриетты.

12 июня судно не устояло под мощными ледовыми сжатиями и пошло на дно. (Позже Нансен, проанализировав историю Де Лонга, сделает свой легендарный «Фрам» с поперечным сечением в виде яйца, чтобы лёд не разрушал судно, а выдавливал его поверх себя.) Всё необходимое — продовольствие на 60 дней, оружие, одежду, инструменты, четыре лодки, пять саней и 22 собаки — успели выгрузить на льдину. Решено было идти до свободной ото льда воды, потом на шлюпках добраться до устья Лены, а оттуда — до обитаемой земли.

Лодки со скарбом собаки и люди тащили по торосам и разводьям, при этом течение несло льды на север вместе с группой. Восемь дней экспедиция провела на ещё одном вновь открытом острове — имени Беннета, где команда успела собрать коллекцию пород и исследовать приливы и отливы. В начале августа, когда открытой воды стало больше, группа на трёх шлюпках двинулась к Новосибирским островам. Однажды ночью шторм разлучил лодки. Одна из них с восемью членами команды пропала бесследно. Шлюпка Де Лонга, потеряв паруса, остановилась в полутора милях от берега в дельте Лены, и десять её пассажиров перенесли содержимое лодки на руках.

Живыми из экспедиции вернулись 13 человек, и эта их победа вместе с обширным багажом наблюдений, гибелью судна и товарищей, поучительными выводами о северных реалиях внесла, как и многие другие походы, солидную лепту в исследование Арктики, чья ледяная история полита кровью не меньше, чем поля и моря сражений. Однако спустя 132 года именно поиски «Жаннетты», которые никто не инициировал в ХХ веке (американское правительство снаряжало с этой целью только две экспедиции в 1881 году), стали целью международного проекта.


20.04.20250

Для исследования полотна ученые использовали современные рентгеновские технологии. После серии экспериментов было установлено, что возраст плащаницы превышает две тысячи лет....

20.04.20250

Для исследования полотна ученые использовали современные рентгеновские технологии. После серии экспериментов было установлено, что возраст плащаницы превышает две тысячи лет....

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.