Бензин резко подорожал в мае 2018 года из-за роста цен на нефть и повышения акцизов
Стоимость бензина за последние недели резко возросла. В розничных сетях цены на автомобильное топливо стремительно приближаются к отметке 50 рублей за литр, а к осени, по прогнозам экспертов, могут превысить её.
Причинами топливного кризиса в стране стали как объективные факторы (рост цен на нефтепродукты на мировом рынке и сезонный всплеск спроса на топливо), так и субъективные (недобросовестное поведение монополистов российского энергетического рынка, зарабатывающих на экспорте, и необдуманная финансовая политика государства).
Резкое подорожание бензина в мае 2018 года
Скачок цен на автомобильное топливо начался с первых дней мая 2018 года. По информации Россстата, в течение двух недель бензин подорожал на 85 коп., а дизельное топливо прибавило в цене целых 10%.
В последнее время рост цен на автозаправках ускорился. Ещё 28 мая 2018 года стоимость бензина марки АИ-92 составляла 40 руб. за литр, АИ-95 – 42 руб. за литр, АИ 98 – 44 руб. за литр, дизельного топлива – 43 руб. за литр. 30 мая 2018 года к этой цене добавилось в среднем 30 коп.
Быстрее всего повышаются цены на автомобильное топливо в столичном регионе. Российская топливная ассоциация зафиксировала подорожание бензина в Москве и Московской области в среднем на 1 руб. 25 коп., а дизтоплива – на 1 руб. 27 коп.
Несмотря на кажущийся небольшой темп роста цен на топливо, оно сильно опережает общий уровень инфляции по стране. Если повышение цен на разные группы товаров с начала 2018 года достигло 0,1%, то бензин подорожал боле чем на 1%.
По прогнозам экспертов энергетического рынка России, к концу 2018 года стоимость бензина АИ-92 превысит 52 руб., АИ-95 – 53,5 руб., а дизтоплива – 53,2 руб. Такая ситуация, несомненно, отразится на общей инфляции в стране и приведёт к повышению стоимости на многие товары массового потребления.
Объективные причины подорожания бензина в мае 2018 года
С начала 2018 года мировые энергетические рынки демонстрируют устойчивую тенденцию к росту цен. Это стимулирует крупные корпорации к увеличению объёмов экспорта. Ведь стоимость нефти на международном рынке почти в три раза превышает российские цены.
С учётом падения курса национальной валюты, в последние месяцы это стало ещё более выгодным, потому что продажа топлива за валюту приносит дополнительный доход в 7 тыс. руб. на каждую тонну нефтепродуктов.
Увеличение экспорта снижает уровень продажи бензина на внутреннем рынке, что вызывает его дефицит. Сейчас на Российской сырьевой бирже каждые сутки продаётся около 15 тыс. тонн топлива, тогда как ежедневная норма его потребления на розничном рынке превышает 50 тыс. тонн.
Не стоит забывать и о сезонном факторе. Весной и в начале лета резко возрастает спрос на бензин и дизельное топливо в сельском хозяйстве. Кроме того, рядовые граждане активнее начинают пользоваться личным автотранспортом, который многие держали в гараже всю зиму.
К тому же летом многие нефтеперерабатывающие компании сокращают производство из-за проведения профилактики и ремонтных работ на своих предприятиях, что усугубляет недостаток топлива на отечественном рынке.
Внутренние факторы резкого подорожания бензина в мае 2018 года
Одной из важных причин подорожания бензина на внутреннем рынке является отсутствие государственных рычагов регулирования. Поскольку автомобильное топливо не является продуктом первой необходимости, его стоимость регулируется только рынком.
Однако в последнее время и этот механизм не работает. Из-за дисбаланса биржевой стоимости нефти и курса рубля оптовые цены на сегодняшний день значительно превышают розницу. Это ставит на грань выживания мелкий и средний бизнес в стране.
Крупные продавцы остаются на плаву за счёт экспорта нефтепродуктов за рубеж и получения прибыли в иностранной валюте, что позволяет им монополизировать рынок и диктовать собственные условия ценообразования.
Важным фактором подорожания бензина стало и повышение акцизных сборов, ведь сумма налогов в цене на топливо составляет почти 60% в его стоимости. Первое повышение акцизов прошло в январе 2018 года. Следующий этап был запланирован на 1 июля 2018 года.
В связи с топливным кризисом в стране, правительство решило отменить эту меру и даже подготовить законопроект о снижении акцизных сборов. Однако неизвестно, согласится ли Минфин отказаться от такого мощного источника наполнения бюджета. По данным аналитиков, потери государства могут составить около 100 млн рублей.
Почему же стоимость бензина не изменилась сразу после повышения цен на нефть и увеличения акцизов в начале года? Эксперты полагают, что причиной стали мартовские выборы президента РФ.
Чтобы не накалять социальную напряжённость в обществе и сохранить ощущение стабильности и благополучия, правительство заморозило цены на автомобильное топливо. После проведения выборов резкий скачок цен компенсировал этот простой.
- 14:30 Доступные цены: основные продукты продолжают дешеветь
- 22:13 Что нужно знать, чтобы безопасно взять микрозаем онлайн
- 16:30 «Шок» и «мягкая посадка»: в «Эксперт РА» озвучили сценарии в экономике России
- 23:35 Голые ноги и мокрые головы: Торговая война с Китаем оставит американцев без носков
- 22:20 Ответ юриста: Что делать, если мошенники оформили на человека кредит
- 19:50 Выдача наличных под контролем: какие ограничения ожидаются?
- 5:00 Экономические факторы, влияющие на ключевую ставку: что ожидать?
- 14:55 Почему ОПЕК+ не сможет сохранить единство: Анализ факторов распада