Как работает единственная в мире подземная АЭС

Фото: ShutterStock

В Сибири под толщей земли скрывается настоящий промышленный город. «Росатом» отмечает 15-летие. За эти годы госкорпорация стала мировым лидером в атомных технологиях и сейчас возводит энергоблоки в восьми странах. Не прекращается работа и в России: в планах до 2035 года построить и запустить шестнадцать атомных энергоблоков.

Ну а на уже созданных объектах — день за днем продолжать совершенствовать работу. Владислав Тамошаускас побывал на одном из таких. На эту электричку не купить билетов, для проезда ее пассажирам нужен особый доступ. Состав въезжает в самую секретную гору Советского Союза — рельсы уходят вглубь на несколько километров — к конечной станции «Горно-химический комбинат».

В сердце горы на берегу Енисея скрывается единственная в мире подземная атомная станция. Настоящий промышленный город — где есть целые улицы. Просто так их не обойти, поэтому сотрудники предпочитают велосипеды. Над головой более 200 метров гранитной породы — настоящий каменный панцирь — выстоит даже при ядерном ударе.

Подводное «метро»

Шесть человек спускаются по отвесной лестнице в бетонный створ, цепляя за узкие железные ступеньки карабины страховочных тросов. Так начинается наше путешествие по циркуляционному водоводу третьего блока Кольской АЭС — одному из важнейших элементов гидротехнической системы атомной станции.

Створы блочных циркводоводов (всего их четыре) устроены таким образом, что в отводящий канал вода подается сразу с двух водовыпусков. Каждый из них можно по отдельности откачать и осушить. В одну из таких осушенных артерий мы и хотели попасть, терпеливо ожидая этой возможности в течение года.

По сути, под атомной станцией с огромной скоростью несутся рукотворные реки. Объем воды, прокачиваемый через одну из таких артерий, 88 тыс. кубометров в час. Длина одного тоннеля от сливного циркводовода до выходного створа — примерно полкилометра. Диаметр шахты в самом широком месте — около четырех метров. Тоннель разделен на несколько участков. Самый глубокий из них, так называемый карман, проходит под реакторным отделением. Здесь подниматься и спускаться приходится с помощью страховочной веревки, так как вход и выход из кармана имеют уклоны. Это самая глубокая отметка АЭС.

Из озера Имандра и обратно

Круговорот воды на Кольской АЭС выглядит так: из озера Имандра через подводящий канал вода поступает на блочные насосные станции. Там циркуляционными насосами через напорные водоводы подается к теплообменникам турбинного и реакторного отделений, после чего попадает в сливной циркводовод, а следом —на регулирующее сооружение (водовыпуск) и далее — в отводящий канал, впадающий обратно в Имандру. Попасть в циркводовод, чтобы провести ревизию и ремонт сооружения, можно, только откачав воду.

Подготовка к обследованию подземного тоннеля длиной около 500 метров — сложная и объемная работа, к которой персонал АЭС готовится весь год, ведь проверку и ремонт необходимо провести всего за 14 дней.

Первый этап — подготовка документации, в том числе и конкурсной, ремонт выполняют подрядные организации.

Второй — водолазные работы: под водой устанавливают пневматические заглушки, которые заполняют воздухом, рассекая таким образом водяные массы водоводов энергоблоков.

Третий этап — откачка почти 5 тыс. кубометров воды с помощью погружных электронасосов в отводящем канале. И вот русло свободно. Теперь туда можно идти.

Вода «по самый клиренс»

После подробного инструктажа наш маленький отряд — журналисты и сопровождающие их работники станции — собирается на дне недавно осушенного водовыпуска в районе второй проходной Кольской АЭС, на глубине восьми метров от поверхности земли. Возглавляет поход заместитель главного инженера Кольской АЭС по ремонту Юрий Ященко.

Один за другим «диггеры» исчезают за решеткой, перекрывающей вход в подземелье. «А вами решено не рисковать», — в последний момент говорят мне, единственной женщине в команде. Обидно. За дальнейшим путешествием в атомное подземелье наблюдаю, уставившись в компьютерный монитор.

Вместе с Юрием Ященко и первым замом главного инженера по эксплуатации Валерием Кононовым осматривать циркводовод отправились мои коллеги журналисты. Благодаря их видео и фотосъемке многие из нас впервые за долгие годы работы на Кольской АЭС смогли увидеть, как устроена атомная подземка.

В самом начале пути воды в тоннеле немного, по щиколотку. Народ экипирован солидно — все в резиновых комбинезонах, касках, с налобными или ручными фонариками. В роли проводника — ведущий инженер турбинного цеха Илья Якубович. Еще до спуска в створ он рассказал всем участникам, как проложен маршрут, где и какое оборудование установлено, что нужно учитывать при движении, какие меры предосторожности соблюдать. Непредвиденным может оказаться, например, внезапный подъем уровня воды, а радиосвязь и мобильные телефоны под землей не работают. Связаться с кем-либо можно будет только в нескольких точках, где есть выход на поверхность.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.