Система образования в старину не предполагала высокой квалификации учителей и наличия глубоких знаний учеников

Фото: ShutterStock

В современном мире принято критиковать существующую систему образования, указывая на массу её недостатков. Однако, если вникнуть в то, какой она была 200-300 лет назад, становится ясно, что современные школы и учителя не так уж и плохи, а ученики вовсе не бестолковы.

Понятие «педагог» появилось ещё в Древней Греции. В те далёкие времена так называли раба, сопровождающего ребёнка в школу и обратно. Поскольку эта работа не требовала особой силы и специальных навыков, её доверяли престарелым и слабым людям.

В Средневековой Европе ситуация с педагогами особенно не улучшилась. Учителя в средней и высшей школах должны были обладать некоторым набором знаний, но в младших классах они зачастую не умели даже читать. Главной задачей учителя маленьких школяров был обычный присмотр за ними. При этом общая для мальчиков и девочек школа могла располагаться в сарае или конюшне.

Поскольку учителю младших классов не требовалась особая квалификация, им могла стать и женщина. Однако работать в школе она имела право только до замужества, поскольку потом должна была всё своё время посвящать семье и дому.

В сельских регионах Европы и России вплоть до начала 20 века школы работали лишь зимой. Учёба считалась делом несерьёзным, в отличие от работы в поле, ведь именно от неё часто зависело выживание семьи. Поэтому пока урожай не был собран, детей на учёбу не отпускали.

Наказание учеников в старину было неотъемлемой частью процесса образования. Для этого использовали розги, линейки, «стул позора», стояние на коленях и др. Указку часто заменяло орудие порки. При этом мальчиков били по разным частям тела, а девочек лишь по рукам. Тело будущих матерей принято было беречь даже от случайных травм.

За труды учителям платили семьи школяров. Часто это были не деньги, а продукты питания, дрова или домашняя утварь. Именно родители учеников должны были обеспечить существование учителей, которые нередко жили при школе.

Такая система образования была малорезультативной и не решала проблему безграмотности. Однако всегда существовали талантливые дети, стремящиеся к знаниям. При благоприятном стечении обстоятельств именно они становились известными учёными и просветителями своего времени.


close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.