День Финогеев, или Финогеевы зажинки, является народным праздником, посвящённым памяти священномученика Афиногена и его десяти учеников. В этот день Православная Церковь чтит их мужество и жертву — верных последователей, которые во времена гонений в Севастии не отказались от своей веры и отдали жизни за неё.

Афиноген был епископом в городе Севастии, и его проникновенные проповеди привлекали множество горожан к христианству, несмотря на жестокие гонения, царившие в те времена.
В один из дней в Севастии отмечался языческий праздник с планируемыми жертвоприношениями идолам. Многие жители отказались участвовать в этих обрядах, что вызвало жестокие репрессии со стороны воинов правителя.
Когда властитель города узнал о деятельности Афиногена, он приказал арестовать епископа. Святой жил в небольшом монастыре за пределами города, но его там не застали — вместо него были схвачены десять его учеников и заключены в тюрьму.
Узнав о пленении учеников, Афиноген пришёл на суд и пытался доказать их невиновность. Однако и сам был арестован. Все вместе они претерпели мучения, но ни один из них не отрёкся от своей веры. В конечном итоге всех учеников казнили при присутствии Афиногена, а затем и его самого.
С тех пор 29 июля православные верующие ежегодно чтят память мученика Афиногена и его десяти учеников — символ стойкости и преданности вере в самые тяжёлые испытания.
В России день памяти мученика Афиногена получил народное название — Финогеев день или Финогеевы зажинки. К этому времени жара постепенно уходит, а ночи становятся прохладнее, что ощущают и птицы — по поверьям, они замолкают, готовясь к перелёту в тёплые края.
Согласно старинным поверьям, в этот день по лесам бродит заря, собирающая птичьи перья. Чтобы не тревожить покой природы и не навлечь беду, люди избегали походов в лес, воздерживались от рубки деревьев, сбора ягод и грибов, а также старались не шуметь.
В разгар жатвы созревало зерно, а первый сноп, называемый именинным, украшали яркими лентами и ставили рядом с иконами. Если у скота возникали болезни, его кормили колосьями из этого снопа, веря в их целебную силу. Жницы хранили колос с максимальным количеством зерен, считая его символом удачи, и перед посевной клали в землю для благополучного урожая.
Существовал также обряд, связанный с Волосом — древним языческим богом плодородия. Для защиты полей оставляли связки колосьев, украшенных лентами, символизируя тем самым заботу о будущем урожае. В Финогеев день все сельчане трудились в поле, а после работы устраивали весёлые гулянья с песнями и танцами, отмечая плодородие и завершение важного этапа в сельском цикле.
Таким образом, Финогеев день сочетал в себе уважение к традициям, глубокую связь с природой и радость общинного праздника.
С давних времён люди стремились понять закономерности мира вокруг себя и связывали происходящее с приметами и суевериями, которые передавались из поколения в поколение. Одним из таких важных дней в народном календаре является Финогеев день, богатый различными знаками, помогающими предсказать погоду и состояние будущего урожая.
Например, густой осенний туман всегда считался верным признаком, что леса щедро одарят грибами. Если же полевые мыши активно поедают посевы, то народная мудрость предупреждает о предстоящей холодной и затяжной зиме. По состоянию морковной ботвы судили о скором дожде — если она склоняется, ливень не за горами. Взмывающие в небо коршуны сулили скорое наступление жары, а желтоватые облака на закате были предвестниками дождливого дня на следующий день. Особое внимание уделялось и самому дождю в этот день — он сулил невзгоды для урожая.
Кроме того, существовало поверье: если в день Финогея найти раздвоенный колос ржи, то дом наполнится счастьем и изобилием на весь год.
Эти приметы, уходящие корнями в глубину веков, до сих пор находят отклик в сердцах многих и помогают людям чувствовать связь с природой и её циклами.