Как выбрать офис и не прогадать?

Фото: ShutterStock

Выбор офиса – это актуальная задача как для тех, кто только начинает бизнес, так и для опытных руководителей, желающих сменить помещение. Что выбрать – офис в современном бизнес-центре или в здании с историей? В центре или на окраине? А может вообще обойтись без него? Найти ответы на эти вопросы и правильно организовать рабочее пространство – значит задать правильное направление всему рабочему процессу.

Расположение

Важный этап выбора офиса – определиться с его расположением. Распространенная ошибка среди владельцев бизнеса – выбор офиса неподалеку от дома или из соображений престижности района или конкретного здания. Выбирая место для работы, нужно подумать не только о себе, но и о сотрудниках, которые будут ездить в офис и обратно домой каждый день. Изучите транспортную инфраструктуру рядом с офисом, наличие парковки для арендаторов.

Не забывайте, что в объектах высокого класса может, например, не оказаться недорогих кафе поблизости, а платить по 500 рублей (а то и больше) за обед готов не каждый работник. Офис – это комфорт всех сотрудников, ведь здесь они будут проводить по 40 часов в неделю, не считая времени на дорогу. Необходимо создать такие условия, чтобы людям не хотелось сбежать спустя пару недель работы. Подумайте и о том, будут ли к вам приезжать клиенты, и насколько им будет удобно добираться.

Класс бизнес-центра

Традиционно бизнес-центры делят на классы A, B, C и D. Существуют также и «половинчатые» градации: A+ или A-, но они используются не так часто и преимущественно в среде профессионалов рынка недвижимости.

Офисы класса A – самые современные и престижные помещения. Они обычно располагаются в новых офисных комплексах и бизнес-центрах. Многие из них оборудованы автоматизированными системами жизнеобеспечения, имеют дорогую отделку, подземные паркинги — словом, все, что необходимо для максимально комфортной работы.

Офисы класса B могут находиться в новых или недавно отреставрированных зданиях, а также в старых особняках, оснащенных необходимыми коммуникациями. В эту категорию попадают и офисы класса А после 5-7 лет эксплуатации. Офисы класса B не так хорошо оснащены, как A: может, к примеру, отсутствовать центральная система кондиционирования. Отсутствие подобных «бонусов» компенсируется более низкой арендной платой.

Офисы класса С – это, чаще всего, помещения, расположенные в бывших научно-исследовательских центрах или производственных предприятиях. Для офисной деятельности они не идеальны. Там может отсутствовать качественная система вентиляции или плохо работать связь, лифты тоже будут практически реликтовыми. Набор услуг в таких офисах весьма ограничен: электричество, отопление, не очень скоростной интернет, возможно, парковка. Такой офис подойдет для небольшой организации, которой нужен офис, но доход пока не позволяет арендовать дорогое, хорошо оснащенное помещение.

Офисы класса D представляют собой старые помещения, где о презентабельности не идет и речи. Они расположены в зданиях с устаревшими или вовсе отсутствующими инженерными коммуникациями, но являются самыми доступными по цене.

Прежде чем определиться с классом офиса, нужно понять – каковы ваши цели. Если вы планируете принимать посетителей и хотите производить хорошее впечатление, то классы C и D для этого совершенно не пригодны.

Соседи

Стоит уделить внимание тому, кто уже занимает площади в бизнес-центре. Далеко не все изучают этот вопрос, а зря. По соседству могут работать прямые или косвенные конкуренты, а это — риск переманивания клиентов и работающего на вас персонала. К тому же, нельзя забывать и о репутационном факторе. Если у вас серьезный бизнес, а в соседнем помещении продают домашние пирожки или разливное пиво ­– клиентов может смутить такое соседство.

Совет: перед тем как остановить свой выбор на конкретном помещении, лучше съездить и ознакомиться с обстановкой лично. Не стесняйтесь пообщаться с другими арендаторами, они могут рассказать о своем сотрудничестве с владельцем помещений, особенностях работы с ним и обстановке в целом.

Техническое обслуживание

Выбирая помещение для офиса, руководители зачастую не уделяют достаточного внимания вопросу  технического обслуживания объектов. Подобная логика ошибочна, так как качественное техническое обслуживание помещений ˗ прямой залог безопасности и комфорта сотрудников. Работами по обслуживанию зданий занимаются управляющие компании. В частности, в их обязанности может входить обслуживание инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения здания, поддержание чистоты в местах общего пользования, охрана и обеспечение безопасности на обслуживаемой территории.

Соответственно, выбирая новое офисное помещение, следует внимательно изучить, кто занимается управлением и обслуживанием. Здесь может быть два варианта: когда FM-оператор уже выбран, например, собственником бизнес-центра, или же когда вам придется искать его самостоятельно. В первом случае следует запросить у владельца всю необходимую информацию и, по возможности, связаться непосредственно с управляющей компанией. Если же владелец затрудняется ответить на вопрос или перечисляет несколько подрядчиков, стоит задуматься. Возможно, есть смысл привлечь специализированную УК для проведения аудита, чтобы выяснить, в каком состоянии находятся коммуникации. Так можно снизить цену и заранее выявить возможные проблемы с эксплуатацией офиса.

Во втором случае вам придется искать FM-оператора самостоятельно. Здесь важно знать, на какие аспекты следует обращать внимание при выборе компании для сотрудничества. В первую очередь обязательно следует изучить спектр предоставляемых услуг, а также пообщаться с заказчиками, которых уже обслуживает эта УК. Большим плюсом будет, если компания имеет международные сертификаты, гарантирующие общепринятые стандарты качества.

Перед заключением договора проверьте все документы, а лучше – привлеките юриста. Это поможет избежать сложностей в дальнейшем и, возможно, сэкономить приличные деньги. Например, уточните стоимость аренды. Если она указана без учета НДС, будьте готовы платить на 18% больше указанной суммы. Обдумайте, какие дополнительные услуги вам нужны. Парковка, интернет, охрана, вывоз мусора и даже наличие мебели в офисе – все это может быть предоставлено арендатором и включено в стоимость аренды или предоставляться за дополнительную плату.

В договоре также стоит указать, может ли арендодатель повышать стоимость аренды, когда и в каких размерах. В случае повышение аренды могут возникнуть разногласия, и план действий на этот случай тоже нужно прописать в договоре. Постарайтесь максимально обезопасить себя и предусмотреть различные варианты развития событий.

Андрей Кротков,

Генеральный директор и партнер Zeppelin

Читайте также


12.04.20250

Среди множества элементов, обеспечивающих устойчивую работу инженерных коммуникаций, особое место занимает отвод медный. Этот неприметный, но крайне важный компонент трубопроводных...

close
Наши информационные каналы
close
Зарегистрировавшись, вы соглашаетесь с нашими Условиями использования и соглашаетесь с тем, что информационно-аналитический портал 1RRE может иногда связываться с вами о событиях, анализах, новостях, предложениях и т. д. по электронной почте. Рассылки и письма от 1RRE можно найти по маркетингу партнеров.